«Центр Правовой Помощи призывникам» Москва - Петербург

Записаться на консультацию

Москва(495) 517-69-56

2-й Смоленский пер., д. 1/4, м. Смоленская

консультация онлайн

Наши
услуги

Помощь в делах о защите деловой репутации

Деловая репутация юридического лица - важнейший актив, который оказывает непосредственное влияние на всю экономическую деятельность и, прежде всего, на перспективы развития в условиях жёсткой конкуренции. Положительная деловая репутация способствует привлечению новых клиентов, отрицательная может навсегда отдалить от организации её потенциальных контрагентов.

Интересно, что деловая репутация в России не только поддаётся оценке, но даже имеет чётко определённую стоимость. Согласно п. 43 Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт нематериальных активов», утверждённого Приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. №153н, «положительную деловую репутацию следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта. Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п.»

Защита деловой репутации в судебном порядке, давно ставшая нормой для цивилизованных стран, становится всё более актуальной и в современной России.

Поскольку деловая репутация юридических лиц является одним из условий их успешной деятельности, законодательством установлен запрет на недобросовестную конкуренцию в форме распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации. При этом юридическое лицо вправе обратиться за судебной защитой деловой репутации, если в совокупности имеют место три обстоятельства: факт распространения сведений о юридическом лице, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности.

Распространение может быть осуществлено в печати, по радио и телевидению, в сети Интернет, в публичных выступлениях – иными словами, в любой форме, обеспечившей третьим лицам доступ к информации.

Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

К порочащим, в частности, относятся сведения, содержащие утверждения о нарушении юридическим лицом действующего законодательства, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют деловую репутацию юридического лица.

Бремя доказывания соответствия распространенных сведений действительности лежит на ответчике. Истцу доказывать свою опровергать дискредитирующую информацию не нужно.

В случае если распространение сведений, порочащих деловую репутацию, произошло в средствах массовой информации, то юридическое лицо вправе требовать опровержения этих сведений в тех же СМИ. Если же сведения содержатся в документе, исходящем от организации, то юридическое лицо вправе требовать замены или отмены этого документа.

Защита деловой репутации в сети Интернет имеет ряд особенностей.

Если не соответствующие действительности порочащие сведения были размещены в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации суд будет руководствоваться нормами закона «О СМИ», надлежащими ответчиками в таком случае являются автор и редакция соответствующего средства массовой информации. Если эти сведения были распространены в средстве массовой информации с указанием лица, являющегося их источником, то это лицо также является надлежащим ответчиком. При опубликовании или ином распространении не соответствующих действительности порочащих сведений без обозначения имени автора (например, в редакционной статье) надлежащим ответчиком по делу является редакция соответствующего средства массовой информации. В случае, если редакция средства массовой информации не является юридическим лицом, к участию в деле в качестве ответчика может быть привлечен учредитель данного средства массовой информации.

На практике, даже если интернет-сайт не зарегистрирован в качестве СМИ, данный факт не освобождает владельца сайта от ответственности за распространение порочащих сведений, т.к. сама возможность размещения таких сведений является следствием создания ответчиком как владельцем (администратором) этого сайта соответствующих технологических условий.

Доводы владельцев сайтов о том, что сведения в виде сообщений распространяются не владельцами, а анонимными посетителями, судами, как правило, не признаются, т.к. владельцем сайта предоставляется возможность появления порочащих сведений на страницах его ресурса.

Задача наших специалистов - положительный результат по Вашему делу. Каким бы сложным оно не было. Если проблема кажется Вам неразрешимой - обращайтесь к нам. Решение таких задач - наша работа.